Небольшим продуктовым магазинам непросто выдержать конкуренцию с крупными игроками рынка. Поэтому долю больших сетевых ритейлеров в регионах нужно контролировать. Об этом корреспонденту Finfeel.ru рассказал доктор экономических наук, экс-замминистра сельского хозяйства Леонид Холод.
Федеральная антимонопольная служба не поддержала идею увеличения доли крупных торговых сетей в российских регионах до 35%. Глава ведомства Максим Шаскольский заявил, что повышение текущего порогового значения позволит крупным торговым сетям укреплять свои позиции на рынках, где они уже и так имеют высокий процент контроля.
Как отметил Леонид Холод, небольшим продуктовым магазинам действительно непросто соседствовать с сетями. Тем не менее, выиграть в этой игре можно, например, если привлечь покупателей снижением цен. В этом случае наличие поблизости известного сетевого магазина будет только на руку для небольшой торговой точки.
«Расширение крупных сетевых магазинов в регионах может ударить по местным торговым объектам. С одной стороны, появление крупных сетей способствует открытию торговых площадок вокруг нового «гиганта», потому что увеличивается проходимость в этой локации. С другой стороны – все это может быть не совсем эффективным, поскольку обычный продуктовый магазин будет проигрывать сетевому, а особенно если в первом цены куда выше. Если же наоборот, то тогда есть смысл открывать вблизи сети торговую точку. Все упирается в то, какой именно сетевой магазин появится», — пояснил эксперт.
По мнению ФАС, крупным сетевым магазинам стоит переключить внимание на развитие в отдаленных районах страны, а также в новых регионах.
«Обладая значительными ресурсами, крупные компании - торговые сети могли бы расширяться на более отдаленных территориях и в новых регионах, где их появление положительно отразится на конкуренции и ценах для потребителей», — указал глава ФАС.
Напомним, что в России действует порог доминирования для ритейлеров. Доля любой сети магазинов на локальном рынке не должна превышать 25%. При этом в 2022 году президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому продуктовые ритейлеры до конца 2023 года могли покупать торговые площади ушедших с рынка игроков.
Кстати, зачастую найти покупателей или арендаторов под большие площади ушедших из России магазинов не просто. Так, например, длительное время пустовали коммерческие площади, которые занимала IKEA. Их предлагали отдать в том числе под банные комплексы.