Если НАТО начнет осуществлять перехват гражданских авиалайнеров или морских судов России силами Альянса, либо каким-то еще технологичным способом не давать российскому транспорту попасть в Калининград, то это может кончиться для организации крайне негативно. Об этом в беседе с корреспондентом Finfeel.ru рассказал ведущий аналитик РОЦИТ и кандидат политических наук Урван Парфентьев.
Так специалист отреагировал на заявиление финского политика, директора Института международных отношений и кандидата в Европарламент от партии «Национальная коалиция» Мика Аалтола, предложившего «отрезать доступ из РФ в Калининград» из-за якобы помех в спутниковой системе навигации GPS для прибалтийских авиакомпаний.
Территория Калининградской области отделена от основной России территорией Белоруссии и Литвы. И если Белоруссия является дружественным для России государством, то Литва - член НАТО и Евросоюза. По словам Урвана Парфентьева, любые попытки «ограничить» сообщение основной России с Калининградом во многом «завязаны» на Литву.
«При этом следует учитывать, что, хотя литовское руководство ведет себя по отношению к нашей стране откровенно провокационно, оно не является самостоятельным игроком. Основные решения, которые могут повлечь глобальные последствия, принимаются «с той стороны» - в Брюсселе и Вашингтоне», — сказал спикер.
Эксперт напомнил, что стороны Запада уже имели место попытки действий в плане ограничения сообщения между основной Россией и Калининградской областью.
«В частности, два года назад имела место попытка ограничить транзит подсанкционных, то есть в современных условиях практически любых товаров. И очевидно, что некое решение по этому вопросу Брюссель и Вашингтон уже выработали и соответствующие приказы Вильнюсу отдали. Эти приказы исходят из однозначного понимания, что полноценная блокада Калининградской области — это как минимум чрезвычайно близко к полноценному непосредственному конфликту между Россией и НАТО», — считает Парфентьев.
В итоге ЕС и США так и не пошли ни на один сценарий экономической или транспортной блокады Калининграда, отметил специалист.
«То же самое относится и к пассажирскому сообщению. Поезд между Москвой и Калининградом продолжает ходить, хотя остановку в Вильнюсе и посадку-высадку пассажиров литовцы убрали. И даже из правила о недопуске автомашин с российскими номерами Литва сохраняет исключение для 24-часового транзита в Калининград и из Калининграда, хотя также с определенными условиями. Помимо этого, сохраняется морская и воздушная коммуникация России с Калининградской областью в нейтральных водах и нейтральном воздушном пространстве, которая вообще никак не касается третьих стран, а вступление Финляндии в НАТО мало что меняет», — сообщил собеседник издания.
По его мнению, если предположить, что начнется перехват гражданских авиалайнеров или морских судов силами НАТО, то это может кончиться для Альянса крайне негативно. МИД России уже сделал заявление насчет идей об ограничении российского судоходства на Балтике.
Кроме того, как рассказал аналитик, инициатива Мики Аалтолы всего лишь популистское высказывание субъекта, претендующего на повышение политической значимости. За этим высказыванием, в отличие от ряда других, исходящих, например, от МИДа Финляндии, явно отсутствует «управленческий вес».
«Причем высказывание характеризуется не только непроработанностью, потому что Аалтола не говорит, что конкретно надо делать, видимо, не представляет или боится, но и банальной невнимательностью. Человек, претендующий на место в высокой европейской политике на уровне Брюсселя, явно забыл, что этот же вопрос на этом уровне уже рассматривался два года назад, причем людьми гораздо более облеченными функцией принятия решений, так что он тут явно запоздал», — считает Парфентьев.
Другое дело, что высказывание идей, абсолютно непродуманных с точки зрения последствий совершенно различного характера и неумение просчитывать последствия реализации политических предложений, человеком, являющимся кандидатом в члены Европарламента, может наглядно характеризовать уровень компетенций, явно считающихся в ЕС необходимыми для депутата этого европейского представительного органа не в лучшем ключе, отметил эксперт.
«Именно исходя из этого и последовала реакция России на комментируемое высказывание, которая в лице соответствующих политиков и управленцев просто, фигурально выражаясь, покрутила пальцем у виска», — подытожил спикер.