Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург является примером одного из самых перспективных и амбиционных проектов, который привлекает все более пристальное внимание со стороны не только общественности, но и инвесторов. В этой статье рассказываем о будущей скоростной железной дороге, благодаря которой добраться из Москвы в Санкт-Петербург можно будет за два часа.
За два часа — между столицами
Одним из главных аспектов развития любого государства в современном мире является постоянное совершенствование транспортной инфраструктуры. Особенно, если оно располагает такими большими территориями как Россия. Быстрейшей железной дорогой в нашей стране на сегодняшний день является Москва — Санкт-Петербург; электропоезда Сапсаны, двигающиеся по ней, могут разгоняться до 290 км/ч, но скорость на этом маршруте сейчас имеет ограничение в 250 километров в час.
Создание новой скоростной железной дороги, связывающей Москву с Северной столицей, решает сразу несколько задач. Во-первых, сократится время на поездки между крупнейшими городами страны, а во-вторых, что не менее актуально, — повысятся комфорт и безопасность для самих пассажиров.
По оценке Минтранса, строительство новой дороги сократит длительность путешествия между столицей и Санкт-Петербургом, как минимум, в два раза — до двух часов, а поезда по скоростной магистрали будут курсировать с интервалами 10-15 минут.
На момент написания статьи, проект предусматривает остановки в нескольких крупных городах. Пассажиры смогут сойти с поезда и сесть на него, например, в Зеленограде, Твери, Великом Новгороде и Вышнем Волочке. предполагается, что остановки маршрута помогут развитию регионов. Ознакомиться с предполагаемым списком остановок можно здесь.
По информации сайта РЖД, на участке прохождения ВСМ Москва-Санкт-Петербург проживают более 30 миллионов человек, а этот составляет 20% от населения всей страны.
Путешествие из Москвы в Тверь должно будет занимать около 40 минут, а из Санкт-Петербурга в Новгород еще меньше — 29 минут.
Этапы строительства и бюджет
Практическое воплощение проекта ВСМ стало возможным благодаря инвестициям, как частным, так и государственным. Общая стоимость проекта оценивается в несколько миллиардов долларов, и она частично покрывается федеральным бюджетом страны, и бюджетами субъектов, через которые будет проходить магистраль.
Проект предусматривает проведение строительства в два этапа и закупку подвижного состава. Первый этап строительства — это участок от Санкт-Петербурга до Зеленограда.
Второй этап — связан с созданием выходов из Москвы и будет финансироваться в рамках инвестпрограммы ОАО «РЖД».
Для строительства уже сейчас набран инвестиционный пул в 1,7 триллиона рублей. Об этом ранее сообщил президенту Герман Греф.
Предполагается, что выгоды от ВСМ, социальные и экономические, должны более чем вдвое превысить затраты, необходимые на его реализацию.
Церемония запуска строительства ВСМ состоялась в марте 2024 года, участие в ней принял президент России Владимир Путин. Магистралей ВСМ в стране планируется несколько. Их общая стоимость оценивается в 10,8 трлн руб. (по данным в 2023 году).
Особенности железнодорожной инфраструктуры и поездов
Высокоскоростная магистраль — сильно отличается от обычной железной дороги. Для ее постройки и использования необходимы и новые технологии и соответствующее оборудование.
При строительстве ВСМ необходимо будет использовать самые передовые технологии, которые на сегодняшний день разработаны для железнодорожного транспорта.
Директор Передовой инженерной школы "Академия ВСМ" Российского университета транспорта (МИИТ) Олег Покусаев, в интервью «Российской газете» рассказал, что растущий пассажиропоток между Москвой и Санкт-Петербургом уже сейчас не под силу Сапсанам, а реализация проекта ВСМ сможет решить эту задачу в полной мере.
Также он сообщил, что проводятся активные работы по созданию новых элементов для железнодорожной инфраструктуры. Пассажирам будет доступен высокоскоростной интернет, и это при движении поездов на скоростях до 400 километров в час. Среди новшеств планируется введение биометрических технологий..
Железная дорога позволит одновременно осуществлять как пассажирские, так и грузовые перевозки, за счет использования магистрали смешанного типа. Помимо этого, создание ВСМ, как ожидается, должно существенно повысить инвестиционную привлекательность районов, непосредственно прилегающих к магистрали; обеспечить уменьшение смертности на автотранспорте (за счёт перераспределения пассажиропотока); повысить транспортную доступность удаленных от центров областей и мобильность населения; создать новые рабочие места, и позволить вернуть грузовые перевозки на основные пути Октябрьской железной дороги, что уменьшит транспортные издержки.
Высокоскоростные поезда на скоростях до 350 км/ч будут преодолевать 660 км за 2,5 часа, без учета времени на остановки. На протяжении самой магистрали планируется строительство более 250 искусственных сооружений. По предварительным расчетам, объём перевозок должен составить более 14 миллионов человек за год, а интенсивность движения — около 42 поездов в сутки.
По словам главы РЖД Олега Белозерова, эскиз состава, который будет осуществлять движение по ВСМ, уже выбран и утвержден. Состав нового типа будет состоять из 8 вагонов, и развивать скорость до 400 километров в час. Скорость крейсерского движения будет порядка 360 километров в час. Предусматривается возможность сдваивания таких составов в один большой, компонуя 16-ти вагонные составы.
В середине апреля 2024 года РЖД и компания "Уральские локомотивы" заключили договор, в соответствии с которым последняя обязалась произвести, сертифицировать и поставить первые два высокоскоростных электропоезда для маршрута ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Согласно условиям договора, готовые к использованию поезда должны быть поставлены до конца марта 2028 года.
Сроки ввода в эксплуатацию
Начальные работы по планированию и расчетам затрат в рамках проекта постройки скоростной железной дороги велись еще в СССР, и за долгое время претерпели много изменений. Однако, из-за ряда проблем, таких как технические ограничения существовавших в то время подвижных составов, сложностей в строительстве дополнительных путей и необходимости уступать дорогу медленным грузовым и пригородным поездам, — обеспечить полноценное высокоскоростное движение между Москвой и Санкт-Петербургом до сих пор не удавалось.
В августе 2023 года президент России Владимир Путин заявил, что достигнута вполне определенная зрелость в технологическом, финансовом и экономическом смысле, и этот давно обсуждаемый и нужный экономике страны проект готов к началу практической реализации.
Глава РЖД Олег Белозеров в марте 2024 года сообщил, что необходимые проектно-изыскательские работы для проекта новой железнодорожной магистрали уже выполнены более чем на 60%.
Представить поезд собираются в 2026 году. Завершить строительство и запустить поезда планируется в 2028 году.
Что в итоге
В перспективе, аналогичные высокоскоростные маршруты будут соединять и другие районы и области нашей страны. Президент в ходе оглашения Послания Федеральному Собранию подтвердил существование планов по строительству ВСМ и до других городов, таких как Казань, Ростов-на-Дону, а также на Урал, на черноморское побережье и даже в Минск. Будут охвачены и другие востребованные направления.
Амбициозный проект строительства высокоскоростной железной дороги внесет большие и значимые изменения и в экономическую, и в социальную сферы. Большую пользу этот проект принесет и бизнесу, можно ожидать увеличения количества деловых поездок, что станет стимулом для структурного развития территорий, прилегающих к маршруту. Создание новых рабочих мест и следующее из этого повышение качества жизни местного населения приведет и к расширению возможностей для туризма и культурного обмена.